0
(0)

Федор Васильевич Лопухов – уникальный человек в балетном мире, который был рожден еще во времена Российской империи (в 1886 году), пережил революцию и дожил до светлых времен в Советском Союзе.

Его новаторство открыло в балете новые горизонты, на основах которых выросла впоследствии целая плеяда российских артистов.

Юные годы

В девять лет Федор поступил учиться в театральное училище, где классический танец преподавал педагог Н. Легат. Учился мальчик не особенно хорошо: общеобразовательные предметы давались ему с трудом, а вот музыка и балет – это была его стихия. Федя прекрасно владел фортепиано и гитарой, мог отлично читать с листа партитуры. Это умение пригодилось ему в дальнейшей жизни.

Окончив Императорское училище, юноша поступил на работу артистом кордебалета, но втайне надеялся на сольную карьеру. Именно поэтому он поехал на стажировку в Большой театр в Москве, чтобы окунуться в настоящий балет и посмотреть на классический репертуар.

Сохранение классических традиций.

Послереволюционное время было чрезвычайно сложным для страны в целом, а для балета особенно. Многие голодали, нечем было отапливать помещения, не платили жалованья. В эти трудные времена многие талантливые танцоры уезжали за границу, не выдержав таких испытаний.

Только к двадцатому году в Мариинском театре балет возобновил показы спектаклей. Лопухов становится руководителем труппы, ему удается ставить кордебалетные номера даже при малочисленном составе.

Огромную роль в сохранении классических традиций сыграла прекрасная память Федора: он помнил мельчайшие детали постановок, восстановил балеты М. Фокина «Эсмеральду», «Конька – горбунка», «Раймонду», «Спящую красавицу» и другие.

При постановках балета Ф. М. Лопухов тщательно изучал оркестровые партитуры, считая, что повторяющаяся мелодия в другой оркестровке требует нового воплощения на сцене.

Смелые идеи и эксперименты

 Деятельность Федора Михайловича была поистине впечатляющей, фонтанировала новыми идеями и экспериментами.

Так, на музыку четвертой симфонии великого Л. Бетховена впервые был поставлен бессюжетный балет «Величие мироздания». На сочинение русского композитора И. Стравинского появилась интересная постановка «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана». В этой трактовке впервые был применен прием одушевления бутафории.

За создание балета «Ледяная дева» Ф. Лопухов был удостоен почетного звания. Он стал Заслуженным балетмейстером РСФСР в 1927 году.

Но не всегда судьба баловала артиста. Поползли слухи в прессе, что в балете «Щелкунчик» он не может создать советский образ героев, в балете «Болт» он слишком хорошо относится к тунеядцам и бюрократическому аппарату. Травля в СМИ привела к тому, что Федора Васильевича отстранили от руководства.

Во время войны балетмейстер эмигрировал вместе с труппой в Ташкент, где поставил всего один балет, а в 1944 году вернулся в Ленинград и опять возглавил в театре имени Кирова балетную труппу.

Постановками балетных спектаклей он занимался до конца своей жизни, сохраняя классические традиции и привнося в них элементы новизны. По инициативе Федора Васильевича было создано хореографическое отделение при Ленинградской консерватории.

Умер в 1973 году, оставив после себя сына Владимира и внука Федора, которые продолжают традиции великого отца и деда.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Не копируйте текст!