2.8
(46)

В семье выдающегося актера пантомимы В.Ф. Гельцера 2ноября 1976г., в Москве родилась третья дочь Катя. Естественно, воспитываясь в семье актеров, девочка с детства была увлечена искусством. Росла она в самой гуще театральной жизни. Когда отец отдал ее в театральное училище в балетный класс, Катя стала регулярно посещать Малый театр и сильно увлеклась драмой. И, только увидев выступление Элеоноры Дузе, приехавшей на гастроли в Москву, у Кати по-настоящему вспыхивает интерес к искусству, которым она занималась.

Годы учебы.

С 1889г. Гельцер учится в балетном классе под руководством Хосе Мендеса, преподавание которого было направлено на технику и виртуозность исполнения. Это очень нравилось Гельцер – сложные комбинации на пальцах, пируэты, прыжки. Тем более ей давалось это легко, благодаря природным данным и живой темпераментной натуре.

В 1889 – 1898г.г. Мендес возглавляет балетную труппу Большого театра и, окончившая в 1894г. школу, Гельцер была зачислена в труппу.

Сразу же после зачисления, молодая балерина танцует в финальной сцене оперы «Фауст». По окончании спектакля, она танцует на бис, о чем сразу же пишут газеты. Вскоре, выступления на бис войдут в обычай балерины. До уровня второй балерины Гельцер поднялась буквально за два сезона.

ВАМ может быть интересно Рудольф Нуреев великий творец и человек с тяжелым характером.

Со временем она понимает, что для хорошей танцовщицы быль высоко техничной мало. Появляется желание развивать и изящество исполнения, и наполненность образа. По просьбе Екатерины, ее переводят в труппу Мариинского театра (1 сентября 1896г.), которая стала университетом в ее образовании. Руководит труппой Иогансон, который работает в тесном контакте с главой петербургского балета Мариусом Петипа. Почти сразу Иогансон выделяет Гельцер среди современных молодых балерин, а Петипа поручает ей все новые партии.

Два года, проведенные в Мариинке, стоили Екатерине десяти других. Она танцует в «Щелкунчике», «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Раймонде». Соперницами на сценической площадке становятся такие блистательные балерины, как Кшесинская, Преображенская, Леньяни, Трефилова.

Спящая красавица

Академизм захватывает виртуозную танцовщицу. Кроме сольных партий, Гельцер выступает в кордебалете и в ансамблях («Пиковая дама», «Мефистофель», «Дон Жуан»). А в балетах «Конек горбунок», «Спящая красавица», «Коппелия», «Пахита», «Дочери микадо», «Раймонда» она танцует сольные партии. Это длится 2 года (1897-98гг). За это время Гельцер выступает 56 раз.

На сцене Большого театра.

В 1898г. Екатерина заканчивает образование и12 мая этого же года подает прошение о переводе в Москву, которую считает своим домом и долго без нее жить не могла. Московская пресса мало внимания уделяла балету, но зритель был сердечнее. Это было очень важно для Екатерины. Она ощущала себя частицей Москвы, да и была ею в самом деле.

В то же время, этот ее патриотизм не мешает Гельцер регулярно выступать и в Петербурге. Также она танцует на сценах Киева, Одессы, Тифлиса, Баку и др. Приглашается на летние сезоны за рубеж. Поездкам за рубеж, она, все же, предпочитает выступления на Родине.

С августа 1898г. Екатерина Гельцер танцует много ведущих партий в Большом театре и входит в число первых танцовщиц. Постоянным партнером Гельцер становится В.Д. Тихомиров, который вскоре становится и ее мужем. Их называли «академическим крылом» московского балета.

Хореографом Большого театра был новатор того времени Горский, с которым у примы-балерины складываются сложные отношения. Эти отношения бывали периодически разными: то дружескими, то неприязненными, то враждебными, но Гельцер охотно сотрудничала Горским.

Тамара Туманова – «черная жемчужина русского балета». Здесь

С 1905г. ее репертуар составляют партии в балетах «Раймонда», «Корсар», «Баядерка». Большой фурор производит партия Саламбо в одноименном балете.

С 1913г. Гельцер танцует главные роли в «Любовь быстра!», «Шубертиане», «Карнавале», «Эсмеральде», «Красном маке».

С самого начала своей творческой жизни, Гельцер считала ценным и всегда отстаивала классический танец. Она пропагандировала его во всех городах своей страны, где бы не выступала и за рубежом. В Америке и Западной Европе Гельцер считают самой русской из всех русских балерин. Отличалась она национальным качеством своего таланта, оставаясь во всем и всегда не только русской, но и москвичкой, у которой нужно учиться «русскому произношению» в танце.

Как и другие ведущие балерины, Гельцер имела в своем репертуаре «русскую» (в «Коньке горбунке»), но ее «русская» была особенной, подлинно русской. Русскую пляску Гельцер увидел весь мир. Ее искусство было правдиво и художественно.

Умерла Екатерина Гельцер 12 декабря 1962г. в возрасте восьмидесяти лет. Годы ее царствования на сцене называют «эпохой Гельцер».

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 2.8 / 5. Количество оценок: 46

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Не копируйте текст!