Русский народный танец является одним древних видов народного творчества. Возникала потребность у человека выражать свои чувства и эмоции при помощи движений тела. Движениями в определенном ритме человек передавал свое отношение к труду, природе, выражал свои мысли и чувства. Песня, так любима народом, наложила отпечаток на танец, украсив и наполнив его особенностями национальной манеры и содержанием. Пластика движений также помогала выразить свои эмоции и передать чувства исполнителя.
Исторические изменения в русском танце
Русский народный танец развивался вместе историей развития русского народа. Каждый новый период, каждое изменение политического, религиозного влияния на сознание людей и его творчество. Танец так же изменялся, приобретая новые движения, обрастая новой лексикой. Происходило отмирание старых форм и зарождение новых видов танцевального искусства.
Из исследований и раскопок, мы знаем, что танец имел огромное значение в языческих обрядах славян, исполнялся на праздниках и в игрищах. Под Киевом было найдено подтверждение глубокой древности происхождения танцевальных движений. Так ,например, серебряные фигурки, которые имели форму танцующих мужчин.

В конце X века, при введении христианства, происходят изменения в во всех сферах государственности. Меняется и культура. Культурным центром в то время считалась Византия, и церковь пыталась сблизить христианские праздники с языческими. Имена христианских святых приходили на смену языческим. Песнопения из храмов выходили в народ и там постепенно преображались, обрастая национальным колоритом. Таким образом появлялись новые песни, которые звучали на игрищах, под них водили хороводы и т.д. По содержанию дошедших до нас сказок, былин, по описанию в них праздников и игрищ, мы делаем вывод, что в X и XI веках произошел огромный подъем в развитии народного творчества.
Скоморохи и их значение в развитии русской культуры.
В это время уличные артисты объединяются в группы, которые посещая различные населенные пункты, давали там представления, участвовали в местных праздниках и игрищах. Это были скоморохи. Их творчество и умения все время развивались и так совершенствовались танцы, пляски, хороводы, сочинялись новые песни. Скоморохи не только привлекали народ к зрелищам,
но и своими выступлениями прививали ему любовь к танцу и искусству в целом. Поэтому скоморохам отводится огромная роль в развитии и популяризации русского народного танца.
До середины XVII в. на Руси росла классовая борьба. Жизнь простого народа ухудшалась. Скоморохи в своих представлениях поддерживали народ и высмеивали и критиковали правящий класс. Церковь усиливает свое влияние и под ее давлением скоморохи становятся неугодными. Издаются указы об их преследовании.?
Сохранение традиций народного танца
Во время монголо-татарского ига, некоторые национальные ценности постепенно терялись, но русский народ, не смотря на гнет и запреты, сохранил свою культуру, свое искусство и свое народное творчество. К началу XVI в., освободившись от монголо-татарского ига, русские земли объединились в одно государство во главе с Москвой, которая стала, в том числе, и культурным центром на Руси. Укрепляясь и развиваясь, русское государство развивало свои культуру и искусство.
Вам также может быть интересно: История развития народного танца в Росси при Петре I
Петр I, приняв титул императора всероссийского, создает новое государство – Российскую империю, на ряду с экономическими и военными указами, открывает общедоступный публичный театр. Искусство и в частности танец, приобретает новый, светский характер. Появляются публичные балы с обязательной танцевальной программой. В нее входили только иностранные танцы, а русская национальная пляска, русский народный танец со своей историей развития для высших слоев знати, становятся постыдными.?
Отличная статья, узнала много интересного.
Спасибо. Подписывайтесь на мой сайт, буду рада помочь.
Комментарий
Очень интересная статья. Познавательная и полезная