Русский народный танец является одним древних видов народного творчества. Возникала потребность у человека выражать свои чувства и эмоции при помощи движений тела. Движениями в определенном ритме человек передавал свое отношение к труду, природе, выражал свои мысли и чувства. Песня, так любима народом, наложила отпечаток на танец, украсив и наполнив его особенностями национальной манеры и содержанием. Пластика движений также помогала выразить свои эмоции и передать чувства исполнителя.
Исторические изменения в русском танце
Русский народный танец развивался вместе историей развития русского народа. Каждый новый период, каждое изменение политического, религиозного влияния на сознание людей и его творчество. Танец так же изменялся, приобретая новые движения, обрастая новой лексикой. Происходило отмирание старых форм и зарождение новых видов танцевального искусства.
Из исследований и раскопок, мы знаем, что танец имел огромное значение в языческих обрядах славян, исполнялся на праздниках и в игрищах. Под Киевом было найдено подтверждение глубокой древности происхождения танцевальных движений. Так ,например, серебряные фигурки, которые имели форму танцующих мужчин.
В конце X века, при введении христианства, происходят изменения в во всех сферах государственности. Меняется и культура. Культурным центром в то время считалась Византия, и церковь пыталась сблизить христианские праздники с языческими. Имена христианских святых приходили на смену языческим. Песнопения из храмов выходили в народ и там постепенно преображались, обрастая национальным колоритом. Таким образом появлялись новые песни, которые звучали на игрищах, под них водили хороводы и т.д. По содержанию дошедших до нас сказок, былин, по описанию в них праздников и игрищ, мы делаем вывод, что в X и XI веках произошел огромный подъем в развитии народного творчества.
Скоморохи и их значение в развитии русской культуры.
В это время уличные артисты объединяются в группы, которые посещая различные населенные пункты, давали там представления, участвовали в местных праздниках и игрищах. Это были скоморохи. Их творчество и умения все время развивались и так совершенствовались танцы, пляски, хороводы, сочинялись новые песни. Скоморохи не только привлекали народ к зрелищам,
но и своими выступлениями прививали ему любовь к танцу и искусству в целом. Поэтому скоморохам отводится огромная роль в развитии и популяризации русского народного танца.
До середины XVII в. на Руси росла классовая борьба. Жизнь простого народа ухудшалась. Скоморохи в своих представлениях поддерживали народ и высмеивали и критиковали правящий класс. Церковь усиливает свое влияние и под ее давлением скоморохи становятся неугодными. Издаются указы об их преследовании.?
Сохранение традиций народного танца
Во время монголо-татарского ига, некоторые национальные ценности постепенно терялись, но русский народ, не смотря на гнет и запреты, сохранил свою культуру, свое искусство и свое народное творчество. К началу XVI в., освободившись от монголо-татарского ига, русские земли объединились в одно государство во главе с Москвой, которая стала, в том числе, и культурным центром на Руси. Укрепляясь и развиваясь, русское государство развивало свои культуру и искусство.
Вам также может быть интересно: История развития народного танца в Росси при Петре I
Петр I, приняв титул императора всероссийского, создает новое государство – Российскую империю, на ряду с экономическими и военными указами, открывает общедоступный публичный театр. Искусство и в частности танец, приобретает новый, светский характер. Появляются публичные балы с обязательной танцевальной программой. В нее входили только иностранные танцы, а русская национальная пляска, русский народный танец со своей историей развития для высших слоев знати, становятся постыдными.?