2.4
(5)

К концу 18в. в России окончательно изживает себя классицизм в искусстве, имевший жесткие правила. На смену ему приходит направление, главное значение в котором, уделяется чувствам, переживаниям, естественности героев при создании образов. Направление это – сентиментализм.

Сентименталисты отражали в своих произведениях события, максимально приближенные к действительности, к быту.

Вам также может быть интересно Балетмейстер Ф. Лопухов — жизнь и творчество.

Первым балетмейстером, самым ярким представителем данного направления в балете России, был Иван Иванович Вальберх. Родился Вальберх в семье портного, шившего театральные костюмы г. Москвы в 1766г. В десятилетнем возрасте его отдают в школу балета Петербурга, окончив которую, Вальберх зачисляется солистом в труппу при дворе с высоким окладом. Это было исключением из всех, существующих тогда, правил.

Нравственные балеты.

С первых же шагов на сцене, он становится соперником знаменитому танцовщику Ле Пику, показывает свою пантомимическую одаренность. Быстро поднимаясь по карьерной лестнице, И. Вальберх становится преподавателем театральной школы и инспектирует балет при дворе. Также он пробует себя в балетмейстерской работе. Первый балет он ставит в 1795 году. Это «Счастливое раскаяние»

Свои балетные спектакли он называет «нравственными». Это был новый подход к постановке сюжета и содержания. Он выстаивал логическое развитие сюжета, старался пробудить у зрителя высокие чувства и этим влиять на общество, исправить его нравы. В самих названиях его постановок было морализирующее начало, просматривался смысл сюжета: «Наказанное вероломство», «Бланка, или Брак отмщения», «Клара, или Обращение к добродетели».

Сюжеты балетов, Вальберх старался поставить как можно сильнее приближая их к реальности. Это были балеты на основе классических мировых литературных произведений.

В 1799г. Вальберх поставил балет «Новый ветер», который совершенно не походит на другие как содержанием, так и оформлением. События, происходившие и волновавшие всех москвичей в то время, были положены в основу сюжета. Это большая любовь девушки знатного происхождения и простого пехотинца, и их смерть из-за неприемлемости общества их соединения. Балет стал большим событием в культурной жизни страны того времени и общественности в целом.

Музыка в балете для Вальберха была не просто сопровождением действа на сцене. Он придавал ей огромнейшее значение, и она являлась частью драматургической линии балетного спектакля.

К тому времени Иван Иванович Вальберх уже руководит школой балета. Он становится первым российским педагогом во главе школы, что дало свои результаты. Уже в конце 18в. на сцену Петербурга приходят русские солисты. Это и ученики великого педагога: Е. Косолапова, А. Тухманова, И. Аблец, У. Плетень.

История появления первой школы танцев в России. Здесь

Командировка во Францию.

После приглашения в 1801г. из Франции Шарля Луи Дидло, вызвавшего враждебность и неприязнь со стороны Вальберха, его отправляют во Францию усовершенствовать свой талант. Это означало отстранение от руководства, хотя и была для Вальберха почетной.

Во Франции Иван Иванович регулярно посещает спектакли, встречается с французскими балетмейстерами Кулоном, Нивелоном, Гарделем и делает вывод, что в их балетах нет достоверности, что русские композиторы и танцоры на много талантливее европейских. Вернувшись в Петербург, балетмейстер был разочарован – дворянство снова было увлечено французским танцем, снова приклонялось всему иностранному, игнорировало все русское. Вальберх ставит свой новый балет «Жертвоприношение благодарности», в котором отдает предпочтение танцу, использует новый опыт, приобретенный в Париже. Это вальсы, кадрили, и по-новому построенный кордебалет. Но, все равно, его постановки уступали Дидловским. У Дидло преобладал танец, формы были совершенны, изяшны. У Вальберха пантомима все же брала верх над танцем, главными были содержание и образы.

В 1807г. В Москве открывается императорский театр и Вальберх переезжает и забирает с собой лучших учеников – У. Плетень и И. Аблеца. В Москве он преподает и создает новые балеты.

Патриотические балеты.

Особо нужно отметить патриотические балеты Вальберха. После подписания Тильзицкого мира, Россия переживает огромный подъем самосознания населения, растет патриотизм, пробуждается интерес ко всему русскому, отечественному. В театрах появляются множество опер, комедий, трагедий, которые высмеивали французоманию. Но первый балет, отвечающий духу того времени, появляется только к 1810г. Это балет Вальберха «Новая героиня, или Женщина – казак». Был огромный успех и уже через месяц он появляется на Московской сцене.

Во время Отечественной войны (1812г.) Вальберх ставит патриотические балетные миниатюры, в основе которых лежали русские народные танцы. Прославляя героизм русских, в дивертисментах выступают Огюст Пуара и Е.И. Колова.

Балет «Любовь к Отечеству» Вальберх ставит в 1812г. В честь победы в Бородинском сражении. Он вызывает восторг и чувство патриотизма у зрителей такое, что многие, после просмотра балета, записываются в ополчение. Далее, до июня 1814г., появляется много патриотических постановок, построенных на русских народных танцах, которые ставили и другие балетмейстеры, а также и ученики Вальберха. Они состояли не только из танцев, но и диалогов и песен.

Лучшие композиторы: А.Н. Титов, С.И. Давыдов, К. Кавос, Ф.Е. Шольц, писали музыку к дивертисментам. В эти военные потрясения начала 19 века меняются и предпочтения русского зрителя. Сентиментальность Вальберха уходила в прошлое, но роль этих балетов в искусстве была важна и огромна. Это и было тем новым, что наполняло его балетные произведения смыслом, человечностью, имело воспитательное значение для зрителя. Это и стало одной их самых больших заслуг Вальберха.

Первый русский балетмейстер России Иван Иванович Вальберх умер 26 июля 1819 года.  

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 2.4 / 5. Количество оценок: 5

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Не копируйте текст!